Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Цель работы с одаренными детьми:
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
Выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
Расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися;
Творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
Увеличение количества одаренных детей школьного возраста – победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
Выявление одаренных детей по разным направлениям;
Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня;
Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Формы работы с одаренными учащимися:
Творческие мастерские;
Групповые занятия с сильными учащимися;
Внеурочная деятельность;
Кружки по интересам;
Занятия исследовательской деятельностью;
Конкурсы;
Интеллектуальный марафон;
Научно-практические конференции;
Участие в олимпиадах;
Работа по индивидуальным планам;
Сотрудничество с другими школами;
Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».